пятница, мая 18, 2012

ё-политика 18. Госкорпорация "Прирастаем Сибирью" и перенос столицы.

     ё-политика 18. Госкорпорация "Прирастаем Сибирью" и перенос столицы.

     Запущенная Шойгу тема с переносом столицы как-то затихла. В ё-политика-16 я уже вскользь прошёлся по этой теме, но считаю нужным вернуться к ней. Причин две.  Первая - заявления такого рода делаются не просто так, тем более политиком федерального уровня и назначенного главой региона околостоличного. Вторая - год назад, в мае, будучи на курорте в Турции - уделил время приведению в порядок своих представлений о происходящем и тренировался в рукописании ( компьютер - убивает почерк, писать стал как ... ). Получилась "турецкая тетрадь", которая собственно и побудила к написанию серии статей "ё-политика."
    Тогда, прикидывая варианты развития, я набросал немало тезисов, в том числе такой - "Перенос столицы из Москвы - в виде создания федерального округа, не являющегося субъектом Федерации, не делегирующего  в СФ и Думу депутатов и не имеющего постоянного населения."  ( честно говоря о Сибири не думал, рассматривал просто перенос). Прочие на эту тему приводить не буду, плюсом - уже год прошёл и этот год был богатый на события...
    Опираясь на рассуждения годичной давности и на то что произошло с мая по май, попытаюсь сформулировать резоны - объясняющие, на мой взгляд, предложение  Шойгу.  Если это не стращалка для некоторых, то реализация идеи с переносом столицы будет серьёзным событием и во внутренней и во внешней политике.

    1. Внешняя политика.

    Перенос столицы в Сибирь, приближает её к Индии с Китаем и Средней/Центральной Азии. Достаточно много и фактов и прогнозов о росте в мировой  экономике доли азиатского региона и затухания Европы. Соответственно будет расти и роль стран этого региона в мировой политике и в первую очередь Китая.  Об этом много написано и перенос столицы за Урал - соответствует тенденциям.

    Влияние на постсоветском пространстве - тут то же много чего сказано - повторять не буду.

    Создание ЕАС, парламент которого планируется разместить в Астане. Уместно исполнительные органы разместить поблизости, но на российской территории. Здесь ещё один существенный фактор. Создание нового государства подразумевает создание новой управленческой "элиты" и хотя в пределах МКАД мнят себя базой этой новой "элиты", логика подсказывает что и "элиты" Белоруссии и Казахстана думают несколько иначе - мягко говоря. Конфликт интересов неизбежен и хорошим компромиссом будет создание новой, на базе трёх, в новом месте и по новым правилам.

    Новая и компактная столица, позволяет решить проблему её защиты средствами ПВО/ПРО/ВКО.  Что существенно, учитывая ЕвроПРО и прочее из области военной стратегии.

    Можно и ещё пунктов и с большей детализацией, но мне интереснее с точки зрения внутренней политики.

    /*  После прочтения -  Китай в раскладе мировых сил. Семинар в ИДК известного писателя и китаеведа А.П.Девятова  - фактор внешней политики стал более интересен, но времени на это увы нет */


    2. Внутренняя политика.

    Собственно о новой столице.
    Уместно создавать на стыке двух-трёх субъектов Федерации - избежать анклава внутри одного субъекта.
    Округ делится на следующие части (условная схема) :
    - посольская зона, тут свои правила игры - всякие конвенции и т.п.;
    - административная зона ЕАС, размещаются управленческие структуры ЕАС, собственность ЕАС;
    - административная зона РФ, размещаются управленческие структуры РФ, собственность РФ;
    - "гостевая" зона - журналисты и т.д.,  жилая зона для персонала, зона обеспечения .... собственность РФ и ЕАС;
    - охрана и всё что там нужно.

    За исключением посольской зоны, все объекты( недвижимость, земля, ... ) расположенные на территории округа являются госсобственностью и никакой частной собственности не допускается. Проживание в них - только по исполнению служебных обязанностей и обеспечения деятельности.
    Не допускается создание учебных заведений - кроме средних школ, промышленных производств и т.п.
    Как-то так, суть - чисто административный центр Федерации ( ЕАС - по аналогии ), где люди проживают, без возможности оседлости, исключительно  для обеспечения функционирования этого центра. Исключаются цепочки типа:  прадед - революцию делал; дед в/при ЦК служил; папа в.при министерстве и я туда же и внуки то же - по территориальному принципу проживания в столице.  В 80х рассказывали, что начальник департамента сплавных работ в Минлесдерпром - родился в Москве, учился в Москве, всю жизнь жил в Москве и никогда не занимался организацией сплавных работ на месте, бывал лицезрел, но не более того. 
   Это к смыслу утверждения - "не имеющего постоянного населения"...

    Всё что потянется следом - предприниматели, СМИ, ..., а куда они денутся - размещаются за пределами округа, в существующих или вновь создаваемых населённых пунктах.  Час-полтора, по хорошей дороге...

   ***
   
    Перенос и проблемы Федерации.
    Одной из проблем Федерации является противоречие между декларируемым в Конституции равенством субъектов и фактически неравенством всех относительно носящего столичный статус, не самая главная, но тем не менее.  Ещё до "перестройки", общался с татарскими националистами ( они уже тогда были ) и одним их доводов в спорах и был спецстатус Москвы и Ленинграда, ставящих их в особое положение - относительно прочих субъектов РСФСР.  Честно говорю - судить о степени влияния данного противоречия не берусь, но одно утверждать могу точно - лозунг "Хватит кормить Москву", у многих встречает понимание и одобрение.
    Административный центр, снимает это противоречие, делая все субъекты Федерации равными относительно федерального центра. 

    Тема слияния столиц с областями - вещь давнишняя, но по Питеру сейчас активно обсуждается. Смена губеров в Московской и Ленинградской областях вполне одним из смыслов могут иметь - слияние со столицами. Здесь так же любопытны усилия предпринятые по сбору голосов в Думалке при утверждении Мити премьером. Достаточно было простого большинства, но работа велась и весьма активная - не хватила одного голос до трёхсот ( конституционное большинство).   Смысл что-то обещать и давать (место губера для ЛДПР - к примеру) - за то что и так в кармане?  Если на это посмотреть в контексте слияния и лишения, закреплённого в Конституции, статуса для столиц и плюсом перенос... то логичная проба сил, на будущее.
     Слияние уравнивает относительно других субъектов - регион/административный центр, что уменьшает ассиметричнось Федерации. Тут ещё на ум приходит компания по лишению глав субъектов наименования "президент"....  вот и до Якутии добрались. Если сложить вместе - получается выравнивание под один шаблон, что можно только приветствовать.

    ***

    Перенос и госаппарат.
    Во времена "Путин 1.0" уже была попытка перетряхнуть госаппарат - так называемая административная реформа. Но результат её выражается известной фразой - "когда публичный дом перестаёт приносить доходы - надо не кровати местами переставлять, а девочек менять". Тогда всё закончилось в основном перестановкой "кроватей", одних "девочек" правда уволили, но заменяли в основном на такое же, а что если и было "молоденькое"... за прошедшие восемь лет сексапильность уже растеряло.
    Перенос столицы отнюдь не подразумевает переноса всех федеральных структур следом. Часть логично  оставить на месте, часть перенести, а часть разбросать по Федерации - к местам того чем они управляют/регулируют.  Революции через интернет устраивают и чиновники могут спокойно через него общаться, собираясь свои  тушки несколько раз в году в одном кабинете.
    Распределение федеральных органов власти по территории страны, позволит черпать кадры не только из прошивающих внутри МКАД, а так же организовать ротацию чиновников - что бы не засиживались на одном месте. Получил повышение - поехал в другой регион работать, а не этаж в министерстве сменил. То есть ограничить число чинов на которые он может вырасти на одном месте. И позволит снизить удельную плотность поголовья чиновников на квадратный метр в столице.
    Нынешние чиновничество, не вызывают "восторга" своим качеством - и главное в профессиональном отношении. Перенос с "разброской" - позволит перетряхнуть кадры, избавиться от одних, поднять других и привлечь новых... 

    ***

    Перенос и "элита".
    Для региональных "элит", не входящих в "московско-ленинградский мясной пояс",  перенос столицы - вопрос второстепенный, поэтому их оставлю без рассмотрения. В основ это коснётся обосновавшихся внутри МКАД и тут надо расшифровать - что они собственно из себя представляют.
    Это, сложившаяся исторически, сложная смесь из :
     - московская номенклатура - в советской иерархии жополизания ( насколько помню) московский городской комитет КПСС был на уровне республиканских;
     - то что относилось к руководству РСФСР ;
     - союзная номенклатура - во всём многообразии;
     /* это база формирования нынешней*/
     - с "перестройкой" 80х и "перестрелкой" 90х, к ним добавились ( скорее де-юре ) легализованные "цеховики" и "воры в законе" - мафия советских времён;
     - естественно "новые русские" - во всём своём многообразии - бандиты, жулики, воры, привхватизаторы, назначенные олигархами и т.д. и т.п. ;
     - всё прочее и хорошее и плохое, попавшее за последние двадцать в "элитку".

    Путин пытался повторить шестой подвиг Геракла, с очисткой авгиевых конюшен, но это сизифов труд...  кое что конечно получилось, но радикально изменить ситуацию не получилось, да и не могло получится - вспомнить хотя бы попытку убрать бакс из лексикона чиновников. На тему что имеем в наличие на данный момент интересный текст у Хазина - Почему элиты не могут организовать выход из кризиса.
    Поэтому логично повторить Петра Алексеевича, который не смог изменить тогдашнюю московскую "элиту" - сформировавшуюся ещё во времена рюриковичей с добавкой персонажей из Смутного времени - с Боярской Думой, с местничеством и прочим прочим прочим.  Пётр просто оставил это .... дображивать до гумуса в первопрестольной, перенеся центр власти в новую столицу и формировал новую "элиту".
    Если задача - изменение "элиты" есть в "плане Путина", то перенос столицы - фактически единственный способ её решить. 

    /* На тему - если проблема с внутриМКАДовским элитарным септиком решаться не будет - то и на Путине и его планах - можно ставить крест прямо сейчас. Хотя и есть утверждение - "Дерьма нет, а есть кадры", но из этого септика можно получить лишь дерьмовые кадры и за некоторым исключением из этого правила :-)  */

    ***

    Перенос и госкорпорация "Прирастаем Сибирью".
    В случае переноса столицы, создание этой госкорпорации приобретает несколько иной смыл. Новая столица - достаточно сложный инженерный объект и для гражданского строительства и по линии военных со спецслужбами. Процедура переноса - процесс так же не тривиальный. Поэтому нужен будет единый координационный центр для реализации этого мегапроекта, с большой степенью автономности от существующих управленческих структур. Помятую недавнее прошлое - только избежать от "наезда" по коррупции при строительстве - будет весьма сложно, а это не единственная "беда" наших больших проектов.
    Попутно, вместе с проектирование и строительством, в госкорпорации можно решать вопрос с кадровым резервом - тестируя индивидуумов посредством участия в  реальной работе в поле.  Тема эта специфическая - ограничусь её озвучиванием.
   
    Одной из целей создания госкорпорации, несомненно является сохранение имеющихся мощностей (проектных, строительных, управленческих) - в настоящее время задействованных на объектах во Владике ( к саммиту) и в Сочи ( Олимпиада ). Проектирование и строительство новой столицы - весьма годится для их сохранения и приумножения. Итого - мощности для строительства есть и это существенный фактор.


    ******

   Вот такие резоны у меня получились.  На мой взгляд - переносить надо, но как оно будет...  Следующий этап интеграции у нас к 2015 году и проблему со столицей нужно решать уже сейчас, с учётом мнения союзников. В тихую такой проект не провернёшь и по сему до конца года - либо его озвучат либо он канет в лету. Госкорпорации - быть по любому, проблемы в этой части страны есть и решать их надо.

------------
в тему, нашёл опосля своей статьи  -  Столицы поднимаются на гребне пассионарной волны  (10.05.2012)
------------


ё-политика 19. Тушка Гудкова.

Комментариев нет: